На главную страницу Карта сайтаПоискВерсия для печатиПерсональный раздел
Ребалансинг ™
И другие методы телесной терапии
Ребалансинг ™
И другие методы телесной терапии
О Ребалансинге
Индивидуальные сессии
Нео-Райхианские Пульсации
Отзывы, Вопросы
Контакты
Новости, статьи, цитаты
Самостоятельная работа
Ссылки
Расписание событий
Что почитать
Психологические миниатюры
Телесная терапия - групповая работа
Карта сайта

Поиск по сайту

Новости, статьи, цитаты

  Аниша Л. Диллон  – ученица  индийского просветлённого мистика ОШО, создавшая метод исцеления человека, названный ею Пульсации.   Он объединяет западные взгляды на работу с телом   Вильгельма Райха , Александра Лоуэна и глубокий медитативный подход  Востока – путь единства и осознанности.

Слова Аниши  прекрасно отражают подход  Ребалансинга к телесной терапии:

“…Для меня одна из самых красивых граней этого метода состоит  в том, что тело  не умеет лгать.

Ум  лжёт с лёгкостью. Он может изображать из себя всё, что угодно, убеждая в этом окружающих  и  самое себя : “У меня всё  хорошо…Со мной всё прекрасно… во мне нет злости…я искренне люблю  свою семью, у меня были прекрасные родители, … я  не боюсь…никогда не поддаюсь страху” – и так неустанно.

Но когда вы приближаетесь  к телу как к единой  пульсирующей  системе, энергетически заряженной и связанной с окружающим миром,  отсечение чувств, энергии  становятся  явными для  опытного райхианского тераписта. …”

 “…Мышцы, хранящие напряжение, становятся похожи на панцирь, “рыцарские доспехи” . И, подобно железным латам, сковывают и ограничивают нас. Поток энергии в теле уменьшается, и это знакомое явление в обычной жизни – все пребывают примерно в одинаковом состоянии. Самое горькое, что мы настолько привыкаем к этому, что принимаем как должное. Вы можете существовать и действовать на уровне двадцати процентов от своего потенциала, и, занимаясь обыденными делами, творчеством или общением, не догадываться о живущем в теле хроническом калечащем состоянии….”

“…В  телесной терапии от человека требуется немалое  мужество, чтобы отважно взглянуть  в  то, что было давно вытеснено в бессознательное.  Тогда, чтобы сохранить себя, мы предпочли не чувствовать, потому что это было мучительно, предпочли не выражать, потому что существовал запрет, и ослушание жёстко подавлялось.

Но если вы принимаете вызов  пройти через эти переживания – скрытые и подавленные  чувства перестают оказывать  на вас своё влияние. Это будет освобождающим и гармонизирующим шагом. Именно в этом ответ – почему мы занимаемся этой работой – чтобы достичь естественности, текучести, дающей ключ к наслаждению живой   энергией нашего сердца…”

 05.05.2010

 

  Ученик Вильгельма Райха, Александр Лоуэн, так описывает базовые эмоции -  гнева и страха:

Базовая пара эмоций – гнев и страх – связана с переживанием или предвосхищением боли. Уже на первом году жизни ребёнок начинает реагировать на боль  и недомогание непроизвольными движениями. А этому предшествуют непроизвольные  реакции в виде плача, изгибаний и извиваний тела и беспорядочных ударов ногами. Эти действия выражают чувство раздражения, которое позднее сменяется гневом. Эмоция гнева постепенно вытесняет плач как средство разрядки напряжения. Однако гнев маленького ребёнка, как правило, не способен повлиять на ситуацию и обычно переходит в плач, который является базовым механизмом высвобождения напряжения.

Вообще, гнев является более эффективной реакцией, поскольку он направлен на устранение причины боли. Для этого соответственно необходимо обладать  способностью распознавать причину и понимать, на какой именно объект следует  направить гнев. В то время как плач сопровождается ощущением собственной беспомощности в сложившийся ситуации, гнев преодолевает это чувство.

В состоянии гнева мышцы вдоль спины заряжаются возбуждением, мобилизуя тело для атаки. Гнев ощущается как волна, движущаяся вверх по спине, к голове и рукам. Такой прилив эмоций сопровождается мощным притоком крови к этим частям тела. При наличии напряжений и торможений, блокирующих этот поток чувства, может возникнуть головная боль.

С другой стороны, плач переживается как отток. Во время плача заряд покидает мышечную систему и напряжение выходит наружу через конвульсивное рыдание. Гнев во многих отношениях подобен грозе: после разрядки чувства через интенсивные движения сознание проясняется и возвращается хорошее самочувствие, тогда как плач можно сравнить с тихим дождём.

Гнев и страх относятся к эмоциям, возникающих в чрезвычайных ситуациях,  они активируют наше существо, чтобы обеспечить  дополнительную выработку энергии для борьбы или бегства. В том и другом эмоциональном состоянии мышечная система заряжается и мобилизуется к действию.  В случае гнева организм готовится к нападению на источник боли. При возникновении страха организм настраивается на отступление и бегство от опасности. Эти два противоположных направления  движения отражают то, что происходит в теле.

 Движение, направленное вверх вдоль спины, которое у собаки поднимает шерсть дыбом вместе с подачей головы вперёд и опусканием плеч, представляет собой попытку к нападению.

Результатом движения вниз вдоль спины становится втягивание нижнего отдела позвоночника и заряжение ног к бегству. В состоянии страха человек разворачивается и бежит. Если бегство невозможно, то возбуждение застревает в области спины и шеи, плечи поднимаются глаза, широко раскрываются, голова отводится назад, таз поджимается. Являясь типичным выражением страха, такая поза тела указывает на то, что человек находится в постоянном состоянии страха, независимо от того, сознаёт он это или  нет.

18.08.2010

Гнев - это не враждебность, ибо разозлиться не значит отвернуться или охладеть. ... Человек, которому отказано в праве выразить гнев, оказывается незащищённым. Будучи доведён до состояния страха и беспомощности,  он пытается преодолеть их, манипулируя своим окружением.

Отношение между страхом и гневом заключается в том, что одно сменяется другим. Если испуганный человек повернётся лицом к опасности и решит нападать, то он разозлится и перестанет бояться. Это происходит потому, что поток возбуждения в теле меняет направление. Его новое чувство - не что иное, как восприятие этой перемены. Когда нападающий человек начинает отступать, он по той же причине становится испуган. Чувство гнева находит разрядку в движениях нападения. Чувство страха разряжается через бегство.

 

Стыд:

…Очень многие люди страдают от чувства вины и стыда, или от депрессии. Их эмоциональная жизнь запутана и полна конфликтов. В таком состоянии невозможен творческий подход к жизни. Фактически, подобная склонность к депрессии свидетельствует о внутреннем принятии собственного поражения.

 ... Чувство вины является формой самоосуждения. Любое чувство или эмоция могут стать источником чувства вины, если им приписано негативное моральное суждение. Однако в целом именно  наши чувства удовольствия и наслаждения, сексуальные и эротические желания, а также враждебность оказываются в числе тех, которые окрашены подобными суждениями, происходящими непосредственно из родительских установок, и, в конечном итоге, из социальных устоев. Ребёнка вынуждают чувствовать вину за стремление к удовольствию, чтобы сделать из него производительного работника, его заставляют чувствовать вину всвязи со своей сексуальностью, чтобы подавить его животную натуру, И его заставляют чувствовать вину в случае появления враждебности, чтобы сделать его покорным и безропотным. В ходе подобного воспитания его творческий потенциал оказывается уничтожен.

 …В процессе психотерапии большая часть усилий направляется на устранение чувства вины - с тем, чтобы восстановить целостность личности. Не что иное, как чувство вины вынуждает людей действовать деструктивно, препятствуя течению естественных процессов саморегуляции тела. В каждом послушном ребёнке живёт дух неповиновения и мятежа, который в любой момент готов прорваться наружу. У каждого сексуально сдержанного человека есть склонность  к извращениям. А всем людям, испытывающим недостаток удовольствия, кажутся привлекательными эскапады, обещающие веселье.

…Чувство вины получает заряд  от естественной эмоции. Если эмоция полностью выражена и содержащееся в ней возбуждение высвобождено, человек чувствует себя хорошо. Остаётся только чувство удовольствия и удовлетворения. Однако когда эмоция выражена лишь отчасти, то остаточное, не получившее разрядки возбуждение оставляет человека  с чувством неудовлетворённости и нереализованности. Это неблагоприятное чувство может быть интерпретировано как вина, грех или безнравственность, в зависимости от моральной оценки. Попытка избежать таких определений, как вина или грех, ничего не меняет в скрывающемся  за этим неприятном чувстве. Переживание полноценного удовлетворения и удовольствия не оставляет места вине.

…Поскольку чувство вины является формой самоосуждения, то оно может быть преодолено с помощью самопринятия. Будем исходить из того, что человек - это то, что он чувствует. Отрицать чувство или эмоцию  - значит отвергать часть самого себя. А когда человек отвергает сам себя, возникает чувство вины.

 …Изначально отторжение  возникает со стороны родителей. "Ты плохой мальчик, раз не слушаешься своих родителей", - если повторять эти слова достаточно часто, то можно промыть ребёнку мозги И заставить поверить в то, что он плохой. Ребёнок  не рождается плохим или хорошим, послушным или непослушным. Он, как любое живое существо, рождается с инстинктивным стремлением к получению удовольствия  и избеганию  боли. Если такое поведение оказывается неприемлемым для родителей, то неприемлем становится и сам ребёнок. Родитель, который убеждён, что любит своего ребёнка, но не может принять его животную натуру, может быть уличён в самообмане.

 …Тогда как одни чувства считаются неприемлемыми с моральной точки зрения, другие - желательными. Эти чувства намерено культивируются, люди пытаются намеренно демонстрировать любовь, сострадание и терпимость, которых в действительности не испытывают. Такая псевдолюбовь позволяет человеку чувствовать себя добродетельным, но не приносит удовольствия. Для человека, считающего себя добродетельным, любовь связана не с ожиданием удовольствия, а с моральным долгом или обязательством. Такое поведение обусловлено стремлением скрыть противоположные чувства. Псевдосимпатия добродетельного человека скрывает его подавленную враждебность, видимость сострадания маскирует подавленный гнев, а ложная терпимость прикрывает его предубеждённость.

 …Я нахожу, что многие люди стыдятся своих чувств. Даже в терапевтической ситуации они со смущением признают свои слабости, стыдятся плакать, испытывают неловкость говоря о собственном страхе и беспомощности. “Не будь таким плаксой”,  - примерно так при помощи стыда ребёнка заставляют подавлять грусть и печаль. “Не будь таким трусом”,  -  так стыдят ребёнка, заставляя его подавлять страх. Чрезмерное стремление к успеху, столь характерное для нашей культуры, берёт свои корни в унижении, которому подвергаются дети, которые не отвечают родительскому идеалу.

Стыд, как и вина, служит барьером для самопринятия. Он делает нас робкими и неуверенными, лишая нас таким образом спонтанности, которая является квинтэссенцией удовольствия. Он настраивает эго против тела и, также как чувство вины, нарушает целостность личности.  Человек, борющийся с чувством стыда, далёк от эмоционального здоровья.

В таком случае, означает ли это, что люди должны отказаться от культурных предписаний и правил поведения, чтобы освободиться от подобного бремени? Я так не считаю. Цивилизация требует цивилизованного  поведения, необходимого для её нормального функционирования. Я, к примеру, не готов отказаться от нашей культуры, хотя и убеждён, что в ней следует немало изменить. Мы должны отказаться от использования чувства стыда в наших воспитательных методах. Родители и учителя обращаются к чувству стыда потому, что не доверяют естественным импульсам ребёнка. По их мнению, если на ребёнка не надавить, он будет сопротивляться обучению правилам цивилизованного поведения. Они не учитывают того, что человеческое существо хочет быть принятым  в сообщество, нуждается в этом и приложит все силы, чтобы овладеть приемлемыми формами поведения. Тогда процессу воспитания будет сопутствовать  удовольствие, а не горечь стыда.

Воспитание ребёнка через удовольствие, а не с помощью стыда, представляет творческий подход к проблеме его приобщения к культуре. Такой подход не прибегает ни к наградам, ни к наказаниям. Если модель поведения, принятая в семье, способствует удовольствию, то ребёнок будет усваивать эту модель спонтанно. Он естественным образом будет подражать своим родителям, если увидит, что их поступки делают жизнь приятнее. И он будет обучаться установленным формам общения, если обнаружит, что они облегчают взаимоотношения..."

Октябрь 2010

...  Ценности – это суждения эго относительно поведения и чувств, и подобно всем другим функциям эго, они могут способствовать получению удовольствия или отрицать его.  Простой пример – опрятность. Мы ценим опрятность, считаем её добродетелью, поскольку она даёт нам ощущение контроля над нашим непосредственным окружением. Неухоженный или неприбранный дом говорит о недостатке контроля.  Жить как свинья унизительно для нашего эго. Поскольку опрятность укрепляет эго, она позволяет человеку испытать удовольствие от содержания в чистоте собственного дома. К этому можно добавить, что чистота – это также залог здоровья, однако это утверждение касается лишь самых основных гигиенических требований. Лёгкий беспорядок или естественное наличие пыли, которые могут беспокоить обычную домохозяйку, не представляют угрозы для здоровья.  Однако когда опрятность становится сверхценностью, превращается в одержимость, она может самым серьёзным образом препятствовать получению удовольствия ради состояния идеальной чистоты, которое имеет значение лишь для чувства стыда хозяйки, считающей, что её дом не соответствует некому стандарту.

Внося раскол в целостность личности, стыд порождает противоположное чувство - тщеславие. Тщеславному человеку также свойственны робость и неуверенность, хотя он положительно оценивает свой внешний вид. Тщеславие - это реакция на предшествующее состояние стыда. Сумев подчинить и взять под контроль все аспекты собственного поведения и внешнего вида, способные вызвать чувство стыда, он теперь может предлагать себя в качестве образца для окружающих, что, собственно, и делает. Но становясь моделью, он перестаёт быть человеком.

О целях

…Для огромного числа людей достижение целей становится критерием жизни. Не успела реализоваться одна цель, как немедленно возникает другая. Каждое достижение дарит момент трепетного удовлетворения, которое в скором времени увядает, требуя постановки новой цели: новую машину, дом получше, больше престижа, больше денег. И так далее. Наша культура  одержима достижениями. Стремясь постоянно к цели, живя в состоянии стресса, люди неизбежно сталкиваются с такими последствиями, как высокое давление, напряжённость и тревожность. Мы гордимся своей энергичностью, забывая, что каждый рывок вперёд требуется активации внутренних резервов.

 …Не всякая цель требует отсрочки удовольствия. Мы уже убедились в том, что состояние напряжения  может быть удовольствием, если имеет перспективу разрядки и реализации лежащей в его основе потребности.

 …Предвкушение удовольствия становится источником приятных переживаний. В таких условиях необходимое усилие дается легко и спокойно, работа продвигается гладко и движения тела сохраняют ритмичность и плавность.

 Однако действовать в такой манере возможно лишь тогда, когда отсутствует давление, нет чувства безысходности, когда деятельность важна не меньше, чем цель,  и когда последняя не доминирует над средствами.

 Мы живём не для того, чтобы создавать, мы создаём  для того, чтобы жить. Чрезмерная озабоченность целями и их достижением свойственна людям, испытывающим страх перед удовольствием.

Депрессия, иллюзия

 Подавление эмоций и чувств посредством вины и стыда подводит человека к депрессивной реакции. Вина и стыд вынуждают его заместить ценности тела ценностями эго, реальность - образами, а любовь - одобрением. Он вкладывает все свои силы в реализацию мечты, которой не суждено сбыться, ибо она основана на иллюзии. Иллюзорность заключается в том, что состояние человека, степень  его удовлетворённости зависят исключительно от реакции окружающих. Признание, принятие и одобрение становятся его главными целями при игнорировании того факта,  что их достижение невозможно до тех пор, пока человек не признает, не примет и не одобрит сам себя. Эта иллюзия не учитывает того, что удовольствие является внутренним состоянием, спонтанно вызывающим благоприятную реакцию окружающих.

 …К подавляемым эмоциям относятся те, происхождение которых связано с предчувствием боли, а именно  - враждебность, гнев  и страх. Эти эмоции подавляются, если их нельзя ни выразить, ни вытерпеть. Такая ситуация возникает в момент столкновения воли родителей и воли ребёнка. Поскольку для родителя чрезвычайно трудно допустить, что он может быть неправ, то ребёнок в конце концов вынужден подчиниться. Однако под внешним подчинением скрывается сопротивление, которое набирает силу и вспыхивает, когда молодой человек обретает больше независимости в подростковый период.

Процесс подавления состоит из нескольких шагов: во-первых, блокируется выражение эмоции, чтобы избежать продолжения конфликта; во-вторых, развивается чувство вины, вынуждающее признать, что это "плохая" эмоция; и в третьих, эго успешно отрицает эмоцию тем смым преграждя ей путь к сознанию. Подавление эмоционального выражения - это одна из форм смирения. Ребёнок больше не ждёт от родителей удовольствия и довольствуется смягчением открытого конфликта.

Лоуэн о работе с телом:

"Биоэнергетический анализ предлагает человеку две вещи - во-первых, ясное осознание того, что человеческой природе и жизни свойственны удовольствие и наслаждение. Ни деньги, ни власть, ни успех этого дать не могут... Мы предлагаем ему это. И во-вторых, удивительно, но у нас есть способ помочь человеку достичь этого. Я считаю, что биоэнергетический анализ не может спасти мир... пока, но он позволяет вам почувствовать себя хорошо не только благодаря тому, что вы делаете ради себя, но также благодаря тому, что вы делаете для своих близких, для природы и для жизни. "

Обращение к терапии.

Человек обращается к терапии, потому что его не радует жизнь. Он более или менее отчётливо сознаёт снижение своей способности испытывать удовольствие. Признаки могут быть самыми разными - депрессия, тревожность, чувство неполноценности И так далее. И всё это признаки более глубокого расстройства - а именно - неспособности получать удовольствие от жизни. Практика показывает, что эта неспособность следствие того, что сознательная жизнь человека не охватывает в нужной мере его тело и разум.

Проблема, следовательно, не может быть решена исключительно с помощью ментального подхода. За неё следует браться одновременно на двух уровнях - физическом и психологическом. Только когда человек начинает жить полной жизнью, его способность к удовольствию восстанавливается.

Принципы и техники биоэнергетической терапии опираются на функциональную тождественность разума и тела. Это означает, что любая серьёзная перемена в мышлении человека, а следовательно, в его поведении, эмоциональной сфере, обусловлена изменениями в функционировании его тела. С этой точки зрения наиболее важные две функции – дыхание и движение.

И то, и другое оказывается нарушенным у человека, страдающим эмоциональным расстройством, что проявляется в хронических мышечных напряжениях, являющихся физическим отражением психологических конфликтов. Посредством мышечных напряжений конфликты структурируются в теле. Когда это происходит, психологические проблемы  невозможно разрешить без снятия напряжений. Для этого человеку необходимо осознать эти напряжения как ограничения его самовыражения. Но одного осознания вызываемой ими боли недостаточно. А ведь большинство людей не осознают даже этого. Когда мышечное напряжение приобретает хронический характер, оно вытесняется из сознания и перестаёт восприниматься человеком.


***

…Психологический рисунок личности формируется к 21 году. Все переживания, опыт  рождения, детства,  юности – всё накладывает свои отпечатки, образует яркие и тёмные фрагменты внутреннего мира. Окружающий мир, родители, учителя и всё многообразие событий – всё играет свою роль. Иногда это влияние пугающе жёсткое, опыт болезненный и травмирующий. Но избежать его не всегда возможно. Все события важны, они формируют материал для дальнейшей духовной работы.

Есть мнение, что серьёзная психологическая работа возможна именно после 21 года – когда структура внутреннего человеческого Я сложилась и мы вступили в пору взросления. Путь души – исследовать себя, через собственный полученный опыт изучать качества этого мира – качества любви и ненависти, скуки и блаженства, темноты и света.

Ключ  – познание  без осуждения. Неприязнь, отрицание подобны закрытой двери – а что там, в том негативном событии – я никогда не узнаю, пока не приму как факт.

В момент принятия происходят удивительные вещи – качество энергии может поменяться на противоположное. Повернув лицо к страху, мы перестаём бояться и можем почувствовать гнев. Позволив себе тотально погрузиться в гнев, на пике мы почувствуем щемящее чувство сострадания. Позволив всему быть, можно почувствовать текучесть этого мира, где нет слова ПЛОХО и ХОРОШО, но есть ДВИЖЕНИЕ и ТИШИНА.

***

Любите свое тело - начните с этого. Танцуйте, пойте, касайтесь тела, чувствуйте его.
Пока вы не начнете видеть красоту собственного тела, вы не сможете принять любовь ни от кого другого.
Любите тело – и если вы можете быть любящим - кого-то обнять , с кем-то взяться за руки, не упускайте этих возможностей.

ОШО





Индивидуальные сессии

     Полный курс  состоит из 10 сессий, каждая из которых работает с определённой областью тела, затрагивает и уделяет внимание определённой эмоционально-психологической теме.  В течение первых сессий устанавливается контакт тераписта с клиентом, идёт работа с более поверхностными слоями мышц. В дальнейшем мы идём глубже, прикасаясь к так называемым мышцам ядра тела, к которым обычно не притрагивается  никакой массажист. Напряжение этих мышц значительно влияет...